Художественная школа
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы
Главная В избранное Контакт

Учимся

рисовать

Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления

Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления

Клеевые грунты

    Клеевые грунты сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Клеевой грунт несложно приготовить, он не требует длительной просушки. В теплый 5-7-процентный раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой. Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4-процентного клея. Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.

Масляный грунт

    Масляный грунт состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло. Для эластичности масло-содержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на 10 граммов льняного масла - 1 грамм касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая мастихином или шпателем, а затем флейцем. Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки - около двух лет. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи. Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века - И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других.

Эмульсионный грунт

    Эмульсионный грунт приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц, во взвешенном состоянии, находится в жидком клеевом растворе. По своим свойствам эмульсионные грунты стоят между масляными и клеевыми: если в эмульсионном грунте мало масла - он ближе к клеевому, если много - к масляному. Многие художники, применяющие для живописи этот вид грунта, с каждым последующим слоем увеличивают содержание масла в грунтовом составе. Это обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем. Самым важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении клеемасляных эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая. Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток - прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1 : 2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт.

Ю. АФРИН,
художник-реставратор
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы ARTPROJEKT©2005-