Художественная школа
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы
Главная В избранное Контакт

Учимся

рисовать

Уроки Кардовского

Уроки мастеров

Б. Дехтерев. Женская голова. Карандцш. 1926.     Прежде чем начать рисунок, очень важно определить необходимый для работы размер листа. У нас было правило: рисовать голову "в натуру", то есть не меньше и не больше головы натурщика, как ты видишь ее со своего места. Но можно сидеть и близко к модели, и на значительном расстоянии. Так вот, Дмитрий Николаевич предлагал нам садиться совсем рядом с моделью и рисовать голову "в упор", чтобы лучше были видны такие подробности ее, как строение глаз и ушей, основание носа. Наоборот, рисуя фигуру целиком, лучше расположиться подальше, так, чтобы от места постановки до тебя укладывалось три роста натурщика. К. Чемко. Портрет старика. Уголь.

    Голову "в натуру" мы обычно рисовали на четвертушке - 1/4 листа полуватмана. Сначала, как говорил Кардовский, требовалось "найти интерес" - присмотреться к натуре, изучить ее характер, пропорции. "Неинтересных голов на свете нет, есть неинтересные художники. Даже в невзрачном, сереньком лице художник должен подметить свой "интерес", - повторял учитель.

    Затем обязательно определялось положение головы по отношению к вертикали (отвесу). Ведь голова может быть посажена прямо или с наклоном, опущена вниз или поднята. Кстати, об этом очень часто забывают начинающие.

    Отметив мысленно на белой поверхности листа место, где расположится рисунок, мы начинали с обрубовки большой формы головы по свету и тени. Дмитрий Николаевич требовал при это^л не забывать, что голова по своей конструкции имеет форму яйца - с передней (лицевой), двумя боковыми, теменной и нижней подбородочной сторонами. А еще нам нужно было следить все время за точностью пропорций и за тем, чтобы голову взять "в натуру".

    Наметив в общем всю объемную массу, переходили к лицевой части головы. Здесь прежде всего требовалось наметить "профильную" (среднюю) линию головы, проведя ее сверху вниз. Затем - линию лба, слева направо, и параллельно ей, также слева направо, линию глаз, разделяющую лицевую сторону на две равные части - верхнюю и нижнюю.

    Далее ученики приступали к размещению носа и глаз. Определив размер носа пропорционально лбу и подбородку, мы выявляли его большую форму - призму и закрывали ее по свету и тени: передняя поверхность в свету, две боковые - в полутонах и основание - в тени (при условии верхнебокового освещения).

    Чтобы отыскать точное место для глаз, существовало такое правило: провести от основания носа (принимая основание за горизонталь) перпендикуляр через крыло носа вверх к переносице. Его пересечение с линией глаза будет местом посадки слезничного края. А затем, исходя из того, что большая форма глаза - шар, представить, как он разместится в глазничной впадине. Д. Шмаринов. Голова Протопопова. Уголь.

    Размещать оба глаза нужно одновременно, чтобы не получился один из них выше, а другой ниже. Кроме того, необходимо уяснить, как соотносятся осевые линии глаз с профильной линией. Они могут быть и строго перпендикулярны, и расположены так, что слезничный край глаза будет ниже, чем наружный (как, например, у японцев), или наоборот (как у плачущего или опечаленного человека).

    Место для ушей в рисунке выбиралось в зависимости от высоты носа. Если голова посажена прямо, то уши строятся по горизонтали в пределах носа, если опущена, уши будут выше, если человек смотрит вверх - ниже. Д. Соколов. Женская голова. Карандаш. 1925.

    Как известно из анатомии, полукружный свод, проходя от большого бугра затылочной части черепа через боковую грань теменной кости и височного края, определяет боковую грань верхней части головы. Проводя обрубовку далее по наружному краю глазничной впадины, передней части скулы через мышцы щеки до подбородка, мы отделим боковую поверхность рисунка головы от передней, лицевой.

    Голову можно рисовать в профиль, труакар (3/4 поворота) и в фас. Наиболее выразительны форма и объем головы - в 3/4. В таком положении наружная сторона лицевой части головы граничит с пространством и на рисунке будет контурной. Соседствующая же с боковой поверхностью внутренняя сторона лица делается объемной.

    Отличительной особенностью рисования лицевой части головы была работа "парами". Спускаясь от темени к лобному бугру и уточняя его рисунок в контурной части лица, мы одновременно намечали такой же бугор и на внутренней стороне лицевой части. Рисуя надбровную дугу на контурной части, не забывали про надбровную дугу на объемной. Затем таким же образом изображали наружные края глаз, далее скулы, щеки и наконец подбородок. Такая работа позволяла увязывать обе стороны, сохраняя симметрию лица.

    И только после этого можно было переходить к разработке деталей: носа, глаз, рта. Чтобы "вылепить" нос, его нужно хорошо "сработать" в тоне. Чтобы глаз прочно "сидел" в глазничной впадине, мало его хорошо поставить по отношению к носу, переносице, надбровной дуге и т. д. Нужно его верно взять в тоне к освещенному лбу и носу так, чтобы хорошо читались веки, белки, зрачки, чтобы блик оказался на месте.

    Если смотреть на лицо человека в профиль, то видно, что больше всего выдаются нос, затем лоб, подбородок и скулы. Поэтому при работе тоном самыми светлыми остаются нос и лоб, в полутоне или скользящем свету - скулы и подбородок, затем чуть темнее - боковые поверхности носа и самыми темными - глазничные впадины и основание носа (при верхнебоковом освещении).

    Тоном называют отношения степени освещенности различных поверхностей предмета. Так как рисунок головы ведется с живой модели, то в понятие тона должны входить и свет и цвет одновременно. Здесь обратимся к высказываниям самого Кардовского:
Г. 3анегин. Мужская голова.


    "Обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре. Замечательные образцы искусства прошлого имеют колоссальное воспитательное значение. Но копирование их может принести пользу только в том случае, когда, приобретя навыки в рисовании и живописи с натуры, изучают эти необыкновенные образцы творчества, постигают его суть. Такое изучение развивает вкус и художественное чутье и может рекомендоваться учащимся лишь в конце школьного пути.
Учебные рисунки гипсовых голов (обрубовка). Карандаш.


    Если же учащийся начинает с копирования образцов, хотя бы и очень высокого мастерства, то он будет подавлен этим мастерством и, не поняв его сущности, приобретет мертвые навыки. Учебные рисунки гипсовых голов. Карандаш.

    Второй довод в пользу обучения по натуре состоит в том, что советская художественная школа должна готовить художников-реалистов, а это невозможно без изучения натуры и законов передачи ее на плоскости". Работая над деталями, нужно все время держать большой тон в отношениях к тону большой формы всей головы. На первых порах обучения выдержать тон всех деталей лица с общим тоном головы очень трудно.

    Обычно работа тоном делится на три этапа. Первоначально, во время обрубовки, идут от общего большого тона всей головы. Второй этап - переход к деталям: лепка носа, вставка глаз, решение рта, ушей. Здесь-то часто и нарушается общий тон всей головы. И потому третий этап - "собрать" все детали с большим тоном всей головы.

    Бытует мнение, что форму можно изобразить и без тона, одними линиями. Ведь есть же условные изображения куба, призмы, конуса, цилиндра. Но вот изобразить линией шар невозможно: это будет круг. Вводите в него еще перспективно сокращенные круги сверху вниз и слева направо. И все-таки изображения шара вы не получите.

    Кроме того, зрительно мы воспринимаем все предметы освещенными и окрашенными в различные цвета, а следовательно, и рисунок, являясь основой живописи, должен быть тональным.

    "В природе существует объемная форма. Линия же - лишь условная граница всякой формы. А потому над объемом нужно работать тоном, как работает скульптор над камнем, идя от массы, обрубая все лишнее и в результате приходя к желаемой пластической форме". Иными словами, Кардовский требовал идти к контурам через внутреннюю форму.

    Но линия - как одно из средств выражения пластической формы - им не отрицалась. Дмитрий Николаевич очень высоко ценил Гольбейна и ученикам, преуспевшим в рисовании, настойчиво рекомендовал изучение его рисунков. Кстати, в студии всегда висели хорошие репродукции работ Веласкеса, Рембрандта, Гольбейна.

    Учитель убедил нас, что линейный рисунок, то есть выражение максимальной формы минимальными средствами, есть привилегия художника, в совершенстве овладевшего пониманием формы.

    Итак, занимаясь изучением рисунка головы не один год, я понял, что работа эта трудная, требующая упорства. К примеру, заметишь, что построенная голова неверна в пропорциях. Добиваешься пропорций - находишь ошибки в построении профильной линии. Ставишь на место нос и рот - косят глаза. Начинаешь работать тоном нос и глаза - нарушается общий большой тон. А эта ошибка уже искажает и большую форму головы - рисунок разваливается.

    В таких случаях Дмитрий Николаевич говорил огорченным ученикам: "Вам нужно уподобиться одному мифическому герою. На него напали пять драконов. Он понимал, что в одиночку в открытом месте их не одолеть. На счастье, близко находилась пещера. Он быстро вбежал в нее, чудовища бросились вслед. А он, стоя у входа, поочередно обезглавливал их. В итоге остался победителем".
Дм. СОКОЛОВ
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы ARTPROJEKT©2005-