Художественная школа
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы
Главная В избранное Контакт

Учимся

рисовать

Как рисовать животных

Статья замечательного советского скульптора,
крупнейшего мастера-анималиста
ВАСИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ВАТАГИНА (1883-1969)
Как рисовать животных
В. Ватагин. Лама.
Карандаш, тушь. 1934.
Как рисовать животных
В. Ватагин. Семейство мартышек.
Рельеф на дверце шкафа. Тонированное дерево. 1909.
    Пестрый и бесконечно разнообразный мир животных окружает человека. Оставаться равнодушным к этому миру человек не может. С давних времен животное было для него или необходимой пищей, или надежным" другом, или беспощадным врагом.

    С давних времен животное становится темой изобразительного искусства. Человек каменного века, современник мамонта, еще не умевший строить жилищ, еще не умевший сеять, на стенах пещер делал изумительные рисунки бизонов, диких быков, оленей. Эти рисунки так выразительны, так мощны, что любой современный художник может позавидовать их совершенству. Значительную роль играл образ животного в искусстве Древнего Египта. Превосходные изображения львов, бегемотов, обезьян, ястребов и сейчас сохранили свою силу воздействия.

    Напряженное, стремительное движение разъяренных львов, несущихся в быстром беге лошадей и собак изумляет нас на рельефах развалин Ассирии и Вавилона. В искусстве нового времени многие из художников выбирают животных темой своих работ. Художников, изображающих животных, называют анималистами (от латинского слова animal - животное).

    Какими свойствами должен обладать художник, чтобы стать хорошим анималистом? Прежде всего он должен знать животное, его формы, строение, свойства и повадки. Он должен чувствовать животное, его характерные черты, его выразительность. И самое главное - это то отношение к животному. Неводимо иметь живой и глубокий интерес к нему, нужно любить животное. Без такого отношения не стоит и начинать это довольно трудное и хлопотливое дело - изображение животного.

    Вас, юные художники и скульпторы, конечно, интересует изображение зверя. Здесь так много прекрасных форм, выразительных физиономий, быстрых движений и величавого спокойствия. Посмотрите на зверей, птиц, ящериц, рыб, насекомых - сколько увлекательных образов, какой богатый материал для творчества дает вам этот изумительный мир! Есть из чего выбирать, над чем поработать; из-за этого стоит преодолеть трудности, которых довольно много на этом пути. Как же подойти, как приняться за рисование животного?

    Животные очень подвижны - их не заставишь позировать. Нужно долго наблюдать их, ловить отдельные моменты, изучать движения. Чтобы легче ориентироваться в разнообразных позах, сменяющих друг друга, в различных положениях частей тела и конечностей, часто скрытых под густой шерстью или перьями, нужно знать, как устроено животное. Это прежде всего.

    Основа всякого зверя и птицы - скелет. Отдельные кости этого скелета позволяют членам тела сгибаться только в определенных местах и тем самым определяют и ограничивают возможность движения. Необходимо знать, как эти кости расположены в теле животного, особенно в конечностях. Кости подвижно связаны друг с другом в суставах и приводятся в движение мускулами. При движении одни мускулы напрягаются, другие ослабевают, одни сгибают конечности, другие разгибают. Расположение этих мускулов в главных чертах тоже нужно знать, чтобы движение вышло живо и естественно.


В. Ватагин. Страусы.
Акварель, карандаш. 1931.

В. Ватагин. Вороны.
Акварель, карандаш.

В. Ватагин. Обезьяна.
Карандаш. 1950-е гг.


    Познакомиться с анатомией можно или по книжке, или в школе, или в музее (например, в Москве в Зоологическом музее можно увидеть и зарисовать, скелеты очень многих животаных). Зная, как построено тело животного, вам легче будет понять его форму и его движения при-наблюдении его, например, в зоологическом саду.

    Самый лучший способ познакомиться с формой и движениями животных - это зарисовки с живой натуры. Если начать прямо с натуры лепить, то легко растеряться и запутаться: вы начали одну позу, животное ее изменило, потом еще и еще... Какую же позу выбрать, какую продолжать? Менять позу в скульптуре не так легко, с карандашом дело проще. На листе бумаги вам легче сделать ряд рисунков животного в различных положениях.

    Для начала лучше выбрать спокойные позы лежащего, сидящего или стоящего животного. Очень полезно сделать ряд зарисовок одной и той же позы: например, лежащего животного сбоку, спереди, сзади, с другого бока, в три четверти. Такая зарисовка с разных сторон очень помогает при лепке фигуры. Очень важно попутно зарисовать отдельные части: голову, глаз, ухо, ногу, копыто и т. д.

    Как только вы познакомитесь с определенным животным в спокойных позах, можете легко перейти к зарисовкам его движений, выбирая более постоянные, - например, в клетке зверь часто ходит по одному направлению. Технически удобнее всего рисовать на одном листе сразу несколько небольших рисунков различных сменяющихся поз, можно оставить один рисунок как бы неоконченным, перейти к другому и возвратиться снова к первому - сообразно с изменением поз живой натуры.

    В этих случаях нужно стараться рисовать возможно быстрее, схватывая главные, характерные черты движения, опуская подробности. Они важны, и их также следует заметить, но лучше делать их на спокойных позах и при зарисовке отдельных частей. У вас есть ряд зарисовок различных поз животных, например медведя. Из них вы выбираете наиболее подходящую для лепки - это будет наиболее собранная, компактная поза, при которой отдельные части тела не отброшены в сторону. Остановившись на определенной позе, полезно будет прорисовать ее еще раз, без натуры, если нужно, несколько изменив, обобщив ее применительно к будущей скульптуре. Ее и рисовать лучше в виде скульптуры на подставке, с разных сторон. Это по может вам наиболее ясно и четко представить себе, что вы хотите сделать. Чем лучше вы будете знать, что вы хотите делать, тем легче и удачнее выйдет скульптура.


В. Ватагин. Львята.
Акварель, карандаш. 1909.

В. Ватагин. Соболи летом.
Карандаш, акварель. 1929.

В. Ватагин. Белый медведь.
Карандаш, акварель. 1935.

Скульптура животных

    Теперь приступим к лепке. Лучше всего наложить на доску сразу нужную массу глины. Глина должна быть хорошо промята, не слишком мягкая, не мазаться, и не слишком сухая, не разваливаться. Старайтесь лепить пальцами, вдавливая и проминая глину и этим придавая ей нужную форму. Старайтесь возможно больше сделать пальцами, прибегая к стеку только для мелких подробностей - глаз, ушей, носа и т. д. Привыкайте лепить одновременно пальцами правой и левой руки. Избегайте приклеивать отдельные кусочки глины, а если это будет нужно, то хорошенько их вмазывайте в общую массу. Придавайте фигуре форму, сверяясь с вашей зарисовкой. Делайте это в общих чертах. Заканчивать и проверять нужно будет опять с натуры, поэтому не делайте фигуру большой, чтобы нетрудно было донести ее до зоопарка. На ваше счастье, медведь может оказаться в той же позе: в неволе звери ведут однообразный образ жизни, и в одни и те же часы вы можете застать их в одинаковых положениях. Если же этого не случится, то у вас есть уже основа, глина заключена в определенную форму; теперь, глядя на зверя, вы замечаете формы отдельных частей его и выправляете и заканчиваете их на вашей скульптуре.

    В такую компактную форму, в которой глина сама себя держит, не надо вставлять никаких поддерживающих палочек или проволоки. В этом случае скульптуру можно легко высушить, и она не потрескается; если же внутри будут твердые части, то глина, сжимаясь при высыхании, будет разорвана ими. Высушенную скульптуру можно обработать ножом, подрезая форму; с помощью гладких стеков можно отделать и отшлифовать поверхность. Глина бывает очень разнообразных цветов, и, таким образом, можно получать красивые цветные скульптуры с хорошо обработанной, блестящей поверхностью. Такая обработка сухой глины до некоторой степени познакомит вас с приемами резьбы из настоящих твердых материалов - камня и дерева, к обработке которых вы можете приступить впоследствии.

    Скульптуры из высушенной глины довольно прочны и не более ломки, чем гипс; их только нужно беречь от воды. Если же пропитать их, предварительно нагрев, горячим парафином или олифой, то и вода не будет разрушать их.

    Лепить из пластилина гораздо менее приятно, чем из глины, - он липнет к рукам и инструменту. Чтобы загладить поверхность, нужно смачивать стек водой. Прием лепки тоже другой; благодаря вязкости и сравнительной твердости его приходится прилеплять небольшими кусочкдми. Но его преимущество для работы в зоосаду то, что он не сохнет и его не нужно закрывать мокрыми тряпками. Скульптуру, вылепленную на каркасе, нельзя сохранять в материале, из которого она сделана: глина высохнет, и твердый каркас ее разорвет на части. Пластилин останется мягким и непрочным; кроме того, запылится и получит некрасивый вид. Чтобы сохранить удачно законченную вещь, ее необходимо отлить из гипса (глина должна остаться до отливки сырой). Это сложная работа; этому надо учиться или обращаться к мастеру-специалисту - форматору. Но вы не огорчайтесь, если ваши первые работы не сохранятся. Они будут пробными вещами. Не жалейте переделывать их на новые: чем больше будете работать, чем больше вещей сделаете, тем лучше будут результаты.

    Еще об одном я хотел сказать в заключение. Вы достаточно хорошо знаете животное, чувствуете его характер, его движения - помните, что это только часть дела. В ваших руках пока только материал, который вы получили из наблюдения живого зверя. Если вы его изобразите таким, как его передает фотография, это будет зоологическая иллюстрация, а не художественное произведение. Этот материал должен быть творчески переработан. Нужно подчеркнуть главное, удалить случайное и неважное, выявить то, что в нем особенно характерно, - одним словом, создать в вашей творческой лаборатории "образ" зверя. Тогда в ваших руках возникает полноценное художественное произведение. Это всецело зависит от вас, эти возможности заключены в вашем художественном чутье, в вашем чувстве, в вашем таланте.
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы ARTPROJEKT©2005-