Художественная школа
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы
Главная В избранное Контакт

Учимся

рисовать

Цветовой контраст

Цветовой контраст

    Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.

    Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый*. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового контраста, который связан с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних цветовых пятен. Каковы же его основные формы?

    При контакте двух красок, лежащих на "цветовом круге" друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматические качества обоих квадратов совершенно одинаковы (таблица 2).

    Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

    При сопоставлении контрастных цветов, расположенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить оттенок, приблизив его к контрастному. Так, зеленый квадрат на синем фоне воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном - с зеленоватым (таблица 3).

    Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе. Прежде всего это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лампы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при "холодном" свете пасмурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя однородной окраской окружающую среду.

    Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов - от холодно-голубых до горяче-оранже-вых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

    Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимных рефлексов*. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки,

    Одна из наиболее распространенных ошибок начинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых предметов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последовательно переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возможности источника освещения, воздушной перспективы, взаимных рефлексов, что на картине обособленно не воспринимается ни один оттенок. Одна и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

    Бели вы занимаетесь живописью с преподавателем, то, вероятно, не раз слышали от него: "Здесь возьми теплее, там - холоднее". "Тепло-холодные отношения", или "температура цвета", - явление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его природе, прямо связанной с цветовым контрастом. На таблице 4 оба квадрата окрашены одной желтой краской, но на синем фоне она кажется "теплее", чем на красном. Все здесь зависит от взаимодействия цветов. Красный несколько "теплее", чем желтый, синий - "холоднее": в зависимости от "температуры" фона меняется и воспринимаемая "температура" желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с другими цветами.

    Стоит сходить в музей или картинную галерею либо взять альбом с хорошими репродукциями. Рассматривая картины, обратите внимание на то, что одна и та же краска в зависимости от окружения может становиться то "теплой", то "холодной".

    Примером использования "тепло-холодных" отношений может быть пейзаж И. Левитана "Март". Весьма ощутимый "тепло-холодный" контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного (кроны деревьев) и зелено-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповторимый характер освещения натуры.

    Поскольку "температура" цветового пятна зависит от фона, "температура цвета" - понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно "теплыми" (красный, оранжевый) или "холодными" (голубой, синий). Такие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет огня, оранжевый - солнце, голубой - лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точно. Оранжевый на фоне синего будет восприниматься "теплым", даже "горячим", а синий и голубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более "холодными". Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно "холоднее", чем был на фоне голубого. Следовательно, живописцу и в данном случае приходится опираться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

Цветовой контраст



Цветовой контраст и насыщенность соприкасающихся пятен.


    С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздражителем и заметно утомляет наше восприятие.

    Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цветовых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

    Цветовой контраст и размеры соприкасающихся цветовых пятен. Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть расстояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

    Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системы, в достижении убедительности художественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармонизации на плоскости различных цветов и оттенков. Знание закономерностей цветового контраста поможет успешно их решать.

    Каждому живописцу необходимо знать основы цветоведения и, уж конечно, иметь представление о цветовом круге. Цветовой круг включает в себя восемь цветэв. В его основе лежит спектр солнечного цвета и пурпурный цвет. Солнечный спектр - разноцветную полоску, своим строением напоминающую радугу, - можно наблюдать, поместив на пути падающего на белый экран солнечного луча стеклянную призму. Ощущение цветов и их оттенков возникает вследствие раздражения сетчатки глаза лучами с различной длиной волн. Наиболее длинные, заметные для человеческого глаза волны вызывают ощущение красного цвета, самые короткие - фиолетового. Цвета в спектре всегда располагаются водной и той же последовательности : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

    Стеклянная призма разлагает луч света в строгом соответствии с длиной волн. В зависимости от оборудования можно получить малый и большой спектры. Существуют приборы - спектроскопы, позволяющие наблюдать спектр, состоящий из очень многих оттенков. Однако порядок располбже-ния цветов от этого не может измениться и всегда основывается на незыблемой последовательности расположения семи главных цветов.

    Солнечный спектр открыл выдающийся английский физикНьютон. Он расположил между фиолетовым и красным пурпурный цвет как результат их смешения. С введением пурпурного цвета круг Ньютона обрел тот вид, в котором он существует и поныне. Впоследствии многие исследователи предлагали свои варианты цветового круга. Количество составляющих его цветов у разных авторов обычно колеблется от шести до одиннадцати-двенадцати.

    Как примеры различных вариантов цветового круга можно привести схемы Кор-нерупа (двенадцать цветов) и Лебеля (три). В основе большинства вариантов лежат те же цвета, что и в круге Ньютона. Отличие заключается лишь в том, что между основными цветами расположено то или иное количество промежуточных оттенков (красно-оранжевый, желто-зеленый и т. д.). 1 Цветовой круг, состоящий из восьми элементов, до сих пор считается оптимальным : в нем представлены все главные цвета, непременно возникающие при разложении солнечного луча любыми приборами - от простейшей призмы до сложного спектроскопа. В то же время этот цветовой круг не перегружен оттенками, число которых можно довести до многих десятков. Жак известно, каждый человек различает в среднем 150 различных цветовых оттенков, а живописец благодаря постоянной тренировке - до 350- 360_рттенков.

    В цветовом круге принято выделять три цвета - красный, желтый и синий. Смешивая их, можно получить промежуточные, расположенные в круге между ними. Так, смесь синего с желтым дает зеленый цвет, смесь красного с синим - фиолетовый. Цвета спектра по традиции делятся на холодные (синий, голубой) и теплые (красный, оранжевый, желтый). Зеленый и фиолетовый могут быть и холодными и теплыми - в зависимости от примеси. Например, желто-зеленый теплее сине-зеленого, сине-фиолетовый холоднее красно-фиолетового.

В. БАСМАНОВ
художественная школа   ::   уроки рисунка   ::   композиция   ::   живопись   ::   советы ARTPROJEKT©2005-